10Русская и Грузинская Православные Церкви сегодня имеют уникальный шанс – сыграть решающую роль в примирении двух враждующих государств. В условиях, когда политический диалог России и Грузии разрушен, дипломатические каналы не работают, перспективу «снижения неприязни между народами» этих стран можно связывать только с единой православной верой. Таков был общий вывод дискуссии о будущем российско-грузинских отношений, организованной 9 октября студентами Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Участники центра «Церковь и международные отношения» при МГИМО пригласили на дебаты экспертов – историков, этнографов, специалистов по истории кавказских народов. В полемической встрече принимало участие несколько десятков студентов и аспирантов, среди которых были представители грузинского и осетинского народов. В конференции принял участие и Вице-Президент Грузинского клуба, Зураб Шавлидзе.

Представитель Грузинского клуба рассмотрел как негативные, так и положительные аспекты общей церковной истории Грузии и России в тот период, когда, с присоединением Грузии к Российской империи, была ликвидирована «старшая» грузинская автокефалия. Он подчеркнул, что за долгие годы проживания рядом у русских и грузин накопился «огромный объем общих культурных и духовных ценностей», главная из которых—православная вера. Именно она сейчас является «чуть ли не единственной основой для договоренности двух народов». Главным условием успеха миротворческих усилий Церквей с обеих сторон выступавший считает независимость Церкви от «политических интриг», а также последовательность позиции Русской Православной Церкви (РПЦ), которая «не желает ссориться» с Грузинской Православной Церковью (ГПЦ), что подтверждается всеми последними решениями Синода РПЦ и обращениями Патриарха Алексия II. Говоря о восприятии ГПЦ в Южной Осетии и Абхазии, студент обратил внимание на укоренившееся в этих регионах мнение о «крайне националистической позиции Грузинского патриархата». Это убеждение основано на неверном переводе указа Католикоса-Патриарха Илии II от 1992 г., в котором предстоятель ГПЦ якобы «объявлял врагом грузинского народа убийцу любого грузина». Зураб Шавлидзе подчеркнул, что, по заявлению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, в оригинале текст имеет противоположный смысл: «Каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом народа».

Профессор МГИМО, руководитель Центра «Церковь и международные отношения» Андрей Зубов констатировал, что российско-грузинский конфликт – это «страшное фиаско народов, которые считают себя православными». По словам историка, есть «христианская задача» всей России на Кавказе и личная задача каждого христианина. Первая состоит в том, чтобы исходить из «основополагающего права каждого человека жить на своей земле, где жили его предки». Если беженцам с обеих сторон не будет гарантировано возвращение на свои земли, это станет «бомбой замедленного действия». Однако эксперт выразил сомнение в том, что нынешняя власть способна решить эту проблему. Позиция же верующих людей, независимо от их конфессиональной принадлежности, — «увидеть в другом брата, в другом — человека». Таким образом каждый может сделать личный шаг к общей стабильности, заключил профессор.

Подводя итоги дебатов, Виктор Аверков, активист центра «Церковь и международные отношения», подчеркнул, что в настоящий момент «колоссальная ответственность» ложится на два патриархата. Основным полем их сотрудничества может быть духовное попечение о народах Абхазии и Южной Осетии. «Сложившаяся ситуация со всей очевидностью показывает, что христианское свидетельство и духовные нужды народов выше, чем краткосрочные политические разделения», — завершил ведущий.